Содержание |
Основная статья: Грузоперевозки (рынок России)
Порты в России
Основная статья: Порты в России
2023
Рост грузооборота на 5% до 883,8 млн тонн
Грузооборот морских портов России по итогам 2023 года вырос на 5% в сравнении с показателем годичной давности и достиг 883,8 млн тонн. Такие данные в Росморречфлоте привели 16 января 2024 года.
Как сообщает ТАСС со ссылкой на материалы ведомства, объем перевалки сухих грузов в 2023 году увеличился на 10,4% и составил 446,9 млн тонн. Наиболее высокие темпы прироста в подгруппе показали зерно, химические и минеральные удобрения, металлолом, грузы на паромах, в контейнерах и накатные (ро-ро) грузы. Показатель перевалки наливных грузов практически не изменился, составив 436,9 млн тонн. Самый высокий прирост в этой подгруппе показали наливные химические и пищевые грузы.
Лидером по показателям остается Азово-Черноморский бассейн. Грузооборот его морских портов вырос на 10,4%, до 291,4 млн тонн. Объем перевалки сухих грузов увеличился на 16,1%, до 140,8 млн тонн, наливных грузов — на 5,6%, до 150,6 млн тонн.
Грузооборот морских портов Арктического бассейна снизился на 0,7%, до 97,9 млн тонн. Объем перевалки сухих грузов там вырос на 5,2%, до 31,0 млн тонн, наливных грузов — снизился на 3,2%, до 66,9 млн тонн.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
Грузооборот морских портов Балтийского бассейна увеличился на 1,3%, до 248,6 млн тонн. Объем перевалки сухих грузов вырос на 16,6%, до 113,1 млн тонн, наливных грузов — сократился на 8,8%, до 135,5 млн тонн.
Грузооборот морских портов Каспийского бассейна увеличился на 29,7%, до 7,8 млн тонн. На перевалку сухих грузов пришлось 5 млн тонн (рост в 1,6 раза), наливных грузов — 2,8 млн тонн (снижение на 2,3%).
Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна вырос на 4,5%, до 238,1 млн тонн. Объем перевалки сухих грузов увеличился на 1,9%, до 157 млн тонн, наливных грузов — на 9,8%, до 81,1 млн тонн.[1]
Тарифы на доставку грузов из ЮВА в РФ в 5-6 раз выше нормы из-за блокады страны крупными морскими перевозчиками
Мировое падение тарифов на контейнерные перевозки не коснулось России. На доставку из стран Юго-Восточной Азии в Европу и Америку к марту 2023 г ставки снизились по сравнению с январем-мартом 2022 года вплоть до 80%. Например, груз из Шанхая в Гамбург можно отправить по цене от 1500 долларов за 40-футовой контейнер. Но в России другие реалии.
Уход пятерки крупнейших морских линий после начала конфликта на Украине обусловил ограниченное предложение на рынке перевозок из стран ЮВА в РФ. В марте 2023 г работают единицы небольших морских компаний с малотоннажными судами, которые с трудом закрывают возросшие потребности по доставке из портов Китая и других стран Азии на Дальний Восток. Тарифы в это время находятся в районе 6-8 тыс. долларов за контейнер, что в среднем в 5 раз выше доковидного уровня. Спрос остается стабильно высоким, и при ограниченном предложении тенденции к их снижению пока нет.
2013: Рост количества судов, контролируемых Россией, до 1441
На начало 2013 года общее количество судов, контролируемых Россией, увеличилось и составило 1 441 судно общим тоннажем более 20 млн. т. Из них в Российский международный реестр были включены 568 судов, что на 60% выше показателя на начало 2012 года. В частности по итогам 2012 года морской флот пополнился 41 новым транспортным судном общим дедвейтом более 1 млн. т., в 2013 году ожидается ввод в эксплуатацию еще 22 единиц флота.
В то же время стоит отметить, что грузооборот морских портов России на протяжении последних лет демонстрирует уверенный рост, так если по итогам 2011 года объем перевалки грузов в морских портах увеличился на 1,8%, то по итогам 2012 года – почти на 6%, составив 567,1 млн. т. По итогам же 9 месяцев 2013 года показатель продемонстрировал рост еще на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил 437,7 млн.т. Как отмечают в Росморречфлоте, рост перевалки грузов в первую очередь обеспечивается за счет развития портовой инфраструктуры: по итогам 2012 года прирост мощностей морских портов России составил 9% или 72,% млн.т. В результате по состоянию на начало 2013 года в России действует 63 морских порта общей мощностью 863 млн. т. в год.
Отметим, что рост показателей перевалки характерен как для сухих грузов, доля которых в общем объеме составляет более 40%, так и наливных, доля которых порядка 55-60%. При этом основным направлением является экспорт, на долю которого приходится практически 80% грузооборота. Среди же бассейнов лидирующие позиции занимают Балтийский, Азово-Черноморский и Дальневосточный. Крупнейшими портовыми центрами являются Новороссийск, Санкт-Петербург, Туапсе и Восточный.
Согласно планам Правительства уже к 2016-2018 гг. общий объем перевалки морскими портами составит порядка 740 млн.т., а к 2020 году - 879 млн. т.
2012: Оъем перевозок морским транспортом составил 19,24 млн
По итогам 2012 года объем перевозок морским транспортом составил 19,24 млн.т., а это всего 57,3% уровня 2011 года. Отметим, что в данном случае речь идет о перевозке грузов судами под российским флагом. Причиной столь резкого снижения показателя стало в первую очередь изменение методологии статистического учета – с прошлого года перевозки судами смешенного плавания «река-море» относятся к перевозкам по внутренним водным путям. Однако наряду с этим можно выделить и ряд других факторов, оказавших влияние на рынок, в частности неблагоприятная ситуация в целом на мировом фрахтовом рынке, рост перевозок судами под «удобным флагом», а также снижение количества договоров на перевозку грузов судами под российским флагом (данные DISCOVERY Research Group).